?

Log in

No account? Create an account

magic_ex


Top News

Последние новости сквозь призму здравого смысла.


Share Next Entry
Мифы и заблуждения о роуминге на миллион рублей.
magic_ex
История молодого человека, который "попал" на миллион рублей в международном роуминге, вызвала многочисленные дискуссии в интернете. Периодически в сети высказываются соображения на эту тему, которые можно отнести к категории заблуждений или мифов. Многократно повторенные, эти заблуждения преподносятся остальным участникам дискуссии как "давно и всем известные факты", и для неискушенных граждан порой становится сложно отделить истину от домыслов. Сегодня мы рассмотрим некоторые, наиболее распространенные мифы. Постараюсь максимально упростить технические моменты для понимания сути дела неспециалистами. Имена авторов мифотворчества намеренно не упоминаю, дабы лишний раз не вгонять в краску уважаемых людей. Кому будет интересно, сможет найти первоисточники самостоятельно, Гугл вам в помощь!

Миф №1. Биллинг не различает по какому стандарту: 3G или GPRS происходит передача данных, поскольку в обоих случаях передаются "GPRS-пакеты", соответственно и цена на услуги 3G и GPRS одинаковая.

На самом деле такого технического термина, как "GPRS-пакет", не существует в природе – это заблуждение. Есть термин "IP-пакет", обозначающий пакет информации в сети интернет. Понятиями 3G и GPRS обозначают две, совершенно различные технологии передачи данных в беспроводных мобильных сетях. Можно поставить в один ряд протоколы GPRS и EDGE, но никак не 3G. Передача данных по протоколам GPRS и EDGE используется в мобильных сетях GSM, называемых сетями 2-го поколения, или 2G. Обозначение 3G применяется для сетей 3-го поколения, в Европе и России - это сети UMTS (или WCDMA). Фактически, сети GSM и UMTS – это две разные, параллельно развернутые мобильные сети, использующие разное оборудование, разные частотные диапазоны, разные протоколы и способы модуляции сигнала. Единственное общее звено у этих сетей – пакетный коммутатор SGSN, который обеспечивает для абонентов выход в сеть интернет (передачу IP-пакетов информации).

Поскольку физически оборудование сетей разделено, пакетный коммутатор вполне различает пакеты из сетей GSM (GPRS) и UMTS (3G). Также различаются они и в биллинговой системе, в чем нетрудно убедиться, посмотрев детализированный счет:
 
Здесь термин HSDPA – это название протокола высокоскоростной передачи данных в сети 3-го поколения UMTS, никакого отношения к протоколу GPRS не имеющий. Поскольку передача данных в сетях 3G и GSM учитываются биллингом отдельно, то эти данные вполне могут оцениваться по разным тарифам. Тот факт, что на сегодняшний день цены на передачу данных по стандартам 3G и GPRS одинаковы, следует рассматривать лишь как частный случай тарифной политики, устраивающий в первую очередь самих операторов связи.

Миф №2. При отсутствии онлайн-тарификации оператор не может ограничить расходы абонента по передаче данных потому, что получает информацию о количестве переданных данных только после завершения сессии.

Интуитивно чувствуется какой-то подвох в этом утверждении. Ведь это настоящая дыра в системе тарификации, которой могут воспользоваться нечистые на руку абоненты. Достаточно всего лишь запустить в фоне какую-нибудь программу, которая постоянно поддерживает сессию открытой, чтобы получать интернет на халяву! Поскольку сессия никогда не закроется – она никогда не будет протарифицирована. На самом деле таких ситуаций в реальной жизни не происходит, почему? Ответ прост – тарификация услуг передачи данных не имеет ничего общего с физической сессией интернет. Заглянем в детализацию счета:



Видите эти круглые цифры длительности сессий ровно в 1000Kb? Это не абонент так ровно закрывает сессию, это пакетный коммутатор формирует промежуточные записи для тарификации услуги по достижению заранее установленного порога по объему скачанных данных. Физическая сессия при этом не прерывается, но информация об оказанных услугах уже становится доступна для тарификации оператором и включения в счет абонента, об этом позаботились разработчики оборудования для сотовых сетей. Абонент может вообще не завершать сессию сколько угодно времени, но данные об объемах оказанных услуг все равно будут доступны оператору для их оценки.

Миф №3. Домашний оператор не может ограничить расходы абонента в международном роуминге потому, что не может запретить абоненту пользоваться этой услугой.

На самом деле у всех операторов есть специальная услуга разрешения международного роуминга, которая может подключаться и отключаться оператором на телефонном номере индивидуально и независимо от других услуг. Думаю, большинство пользователей еще не забыли те времена, когда для подключения международного роуминга требовался личный визит в офис оператора для написания заявления и подтверждения своих паспортных данных. При этом абоненты знакомились с тарифами и предупреждались об автоматическом отключении роуминга при снижении положительного остатка на лицевом счете ниже некоторого заранее оговоренного порога. Делалось это как раз в целях снижения риска как для оператора, так и для абонента от непредвиденных расходов в связи с задержкой поступления данных о потреблении услуг в чужой сети.

В последнее время операторы сотовой связи практикуют, так называемый, CAMEL-роуминг с зарубежными партнерами, подразумевающий тарификацию услуг в реальном времени. При этом риск ухода в минус при пользовании только голосовыми и SMS-услугами полностью отсутствует, но на услуги передачи данных эта технология пока не распространяется. К сожалению, видимо не все маркетологи сотовых компаний знают о такой особенности. Иначе, как заблуждением на этот счет, невозможно объяснить появление тарифного плана для высокоскоростного 3G-модема с подключенной по умолчанию услугой международного дата-роуминга, для которого цена услуги не выглядит разумной, адекватной и доступной.

Вместо послесловия.

В этой заметке я остановился только на нескольких основных заблуждениях, которые наиболее часто высказываются участниками дискуссий. Особенно странно выглядит, когда подобными заблуждениями аргументируют свою позицию в споре технически грамотные специалисты и сотрудники сотовых компаний, создавая ощущение нечестной игры против неподкованного абонента. Надеюсь, что правильное понимание рассмотренных нюансов позволит поставить наконец точку в этой истории.


  • 1
Где же Вы раньше то были! :)

(Deleted comment)
Меня улыбают высерыши вроде тебя. Ты попробуй лично у меня это спросить, а не здесь.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Интернов-то досмотрели?
Когда суд и последующая продажа квартиры?
Спасибо.

пытаетесь ввести в заблуждение, путая понятия.

"Передача данных по протоколам GPRS и EDGE используется в мобильных сетях GSM, называемых сетями 2-го поколения, или 2G. Обозначение 3G применяется для сетей 3-го поколения, в Европе и России - это сети UMTS (или WCDMA). "

UMTS (WCDMA) - это расширение сети GSM. Его часто путают с CDMA, который действительно принципиально отличается от GSM. На самом деле WCDMA не имеет ничего общего с классическим CDMA, а как раз наоборот - является эволюционным развитием GSM.

Теперь о связи с GPRS. На самом деле, трафик в UMTS (WCDMA) ничем не отличается от трафика GPRS/EDGE, поскольку использует ту же самую инфраструктуру - GPRS Core Network.
Работа услуги пакетной передачи данных обеспечивается двухуровневой технической организацией - транспортной (управление мобильностью, управление сессиями и транспортные функциии для интернет-сервисов, поддержку дополнительных функций, таких как биллинг и поддержку сервисов для спецслужб), которой и является GRPS Core Network, и оконечной (обеспечивает соединение с терминалом абонента и реализацию собственно услуги) - это базовые станции.

Все это прописано в стандартах 3GPP, регламентирующих работу сотовых сетей. Эти стандарты открыты и общеприняты.

Поэтому с точки зрения реализации между UMTS (WCDMA) и FPRS/EDGE трафиком нет никакой разницы - оба сервиса реализуются на одной и той же инфраструктуре и биллингуются на низком уровне (GPRS Core Network). Поэтому операторы имеют полное право называть трафик GRPS-трафиков независимо от того, какая услуга была оказана - GRPS/EDGE или UMTS (WCDMA), при этом операторы вполне могут разделять в счете эти 2 позиции в случае, если имеют место, например, различные тарифы на GPRS-трафик в сетях старого и нового поколения. Но в роуминговых тарифах такого разделения нет.

Так что мифом является то, что 3G - это не GSM, а UMTS - не GPRS.

Но согласитесь, чисто технологически оператор имеет возможность различить трафик, сгенерированный в 2G и в 3G-сетях - есть соответствующие поля в CDR'ах с GGSN / атрибуты в 3GPP-DCCA-интерфейсе с GGSN на OCS. Так что отличить он его может, а вот хочет ли - другой вопрос.

> Так что мифом является то, что 3G - это не GSM, а UMTS - не GPRS.

Ну, назвать GSM 3G - это сильно. :)

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Думаю что НЕЗАВИСИМО от применяемых технологий и различиях или сходствах в них - раз оператор применяет раздельно аббревиатуры "GPRS" и "3G", то обязан явно указывать цены на использование передачи данных по любому из этих стандартов, либо явно указать что их стоимость равна.

(Deleted comment)
"Домашний" GGSN всегда участвует. Т.е. теоретически есть вариант "весь трафик остаётся в гостевой сети" (к домашнему оператору приходят только CDR'ы того или иного типа, ну или "импульсы" тарификации в онлайне с гостевого оборудования), но я ни разу не слышал про такую практическую реализацию дата-роуминга.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
В высказанном много спорного (хотя не скажу, что однозначно неправильного). Ну, например, на уровне SGSN про абонентский IP-трафик ещё никто не знает, задача SGSN'а - сделать канал ("трубу") от абонентского терминала до GGSN'а, а какой именно абонентский протокол ходит внутри "трубы" (TCP/IP, X.25, IPX/SPX etc) - про это SGSN ничего не знает. Да, понятно, что в 99,(9)% случаев внутри TCP, но SGSN это не волнует. А вот для того, чтобы перенаправлять абонентский трафик, служит GGSN. И на уровне GGSN'а (да во многом и SGSN'а, по крайней мере с точки зрения биллинга) все эти нюансы 2G/3G выглядят уже просто как ещё один признак "тип радиосети". А учитывать его или не учитывать (больше даже - сохранять или нет) - это бизнес-решение, которое крайне далеко от технических реальностей. И если Мегафон говорит "не различаем" - это всего лишь значит, что они решили "не различать" и на уровне биллингов всё настроено так, что этот признак просто игнорируется.

И всё же вы не до конца развеяли все мифы. Например, что оператор всегда немедленно тарифицирует весь GPRS/3G-трафик в роуминге, но потом злобно даёт абоненту влезть в большой минус. Расскажите уже и про TAP'ы, и что они от одного оператору к другому могут идти неделями. Потом рассказать, что в принципе операторы могут делать он-лайн тарификацию с GGSN, но не хотят - стервецы: зачем тратить ещё сотни килобаксов, если и так в общем работает? А для "отдельных случаев" есть СБ и юр. отдел - их тоже работы лишать негоже. А то как-то однобоко получается...

У меня на руках роуминговое соглашение Мегафона с Греками. В нем четко указан срок обмена ТАП-файлами. Если они идут недели/месяцы/годы, то это межоператорские проблемы, а никак не абонента.

Передача ТАПов - это еще полбеды. Передача ТАПов жетско регламентируется агентским договором. А вот обработка полученных ТАПов агентом уже не регламентирована. Поэтому неисключены задержки со стороны агента. Правда в последние годы здесь все стало строже. Сейчас ТАПы уже не залеживаются у операторов.

Вы конечно же правы в том, что «учитывать, или не учитывать» признак 2G/3G сети – это «бизнес-решение» оператора. Добавлю – НЕ единственно возможное (миф №1), и более того, далеко не очевидное даже для специалистов. Откуда может знать далекий от связи абонент об этом «бизнес-решении»? Его должны просто проинформировать – «у нас стоимость трафика 3G такая же, как GPRS», и ВСЁ!

По поводу того, что оператор может считать более оперативно, но «злобно дает залезть абоненту в большой минус», вы почти угадали. Несколько лет назад подобные истории случались у людей после отдыха в Турции, только «попадали на бабки» не в дата-, а в обычном голосовом роуминге. Задержка ТАР-файлов от турецких операторов тогда составляла около двух недель. Угадайте, кому была выгодна эта задержка? И почему – именно две недели?

И вы сделали совершенно правильный вывод, что в ситуации, когда за всё расплачивается абонент, у оператора просто отсутствует мотивация для дополнительных затрат на реализацию современных технических решений.

Что об этом думают простые абоненты можно прочитать, например, здесь - http://eugenyshultz.livejournal.com/57218.html

спасибо, информативно

  • 1